А cможет ли КНДР сбивать спутники?
По понятным причинам в последние годы активизировались усилия различных стран не только по созданию собственных орбитальных группировок военного и двойного назначения, но и в области противоспутниковой борьбы. Наибольшую известность и развитие среди программ противоспутникового оружия получили противоспутниковые ракеты.

Индийская противоспутниковая ракета на параде (Nova Delhi — Índia, 26/01/2020) Presidente da República, Jair Bolsonaro, durante cerimônia do Dia da República da Índia.
Foto: Alan Santos/PR
Учитывая то, что главной угрозой для КНДР являются вооруженные силы США, то и для Пхеньяна вопрос нейтрализации космической компоненты американской мощи на ТВД далеко не праздный. Так сможет ли Северная Корея создать что-то, что принципиально сможет поражать космические аппараты противника? Хотя бы на низких орбитах?
Ответ да!
Хотя бы уже потому, что у КНДР есть главное — мощные баллистические ракеты (БР) средней и большой дальности. Т е ракеты с энергетикой подходящей и для переделки в космические ракеты-носители и противоспутниковые ракеты! Собственно именно этот класс ракет часто использовался и используется для создания противоспутниковых ракет.
Собственно это хорошо показывают даже местные испытания БР по навесным траекториям, когда апогеи даже ракет средней дальности находятся на удалении от Земли большем, чем проходят орбиты большинства спутников или той же МКС. Яркий пример — это испытания БРПЛ «Полярная Звезда — 3» в 2019 г.
Собственно апогей траектории был более чем в 2 раза выше, чем стандартная орбита МКС. Т е энергетических возможностей ракеты более чем хватает. Ниже еще одна интересная демонстрация. Это сравнение энергетических возможностей ракеты «Хвасон-7» (более известной в мире под именем «Нодон») по достижению тех или иных высот при запуске по настильной траектории. 500-550 км вполне реально. /1/
Да, скептики возразят. Что надо не только иметь возможность достигнуть некоей высоты. Но иметь и запас скорости и правильный курс — ведь речь идет о перехвате все-таки быстро двигающихся на этих высотах объектов. Однако у нас есть практический опыт. Опыт переделки ракет средней дальности в космические ракеты-перехватчики. И если про современные китайские и индийские переделки достоверной информации не очень, то про старые американские системы достаточно. Они отлично показывают «физическую границу убедительно достижимого».
Американская БР средней дальности «Тор» родом из 1950-х. Она послужила не только как образец классической БР (c дальностью стрельбы в 2400 км термоядерной ГЧ весом в тонну), но и как противоспутниковая система. Еще в феврале 1962 года в США началась программа «437», направленную на разработку средств перехвата космических объектов. В качестве средства уничтожения спутников была выбрана именно ракета «Тор», с её мощной термоядерной боевой частью. 9 июля 1962 года ракета была запущена на высоту 400 км, где её боевая часть была инициирована. Тот самый, легендарный взрыв Starfish Prime создавший огромный электромагнитный импульс.
Ракеты могли перехватывать спутники на низкой околоземной орбите — максимально в идеальных траекториях (по максимальной доступной для поражения) высоте до 700 морских миль (1300 км) и в идеальных (по максимальному доступному удалению) условиях на дальности до 1500 морских миль (2800 км). Само собой фактические дальности/высоты для каждой цели сильно зависели от особенностей орбиты относительно точки запуска, будучи в большинстве вариантов сильно скромнее. Радиус поражения мегатонной боевой части гарантировал уничтожение спутника радиационным и термическим воздействием на дистанции до 8 км. Хотя выявившиеся проблемы с образованием искусственных радиационных поясов делали тяжёлые ядерные боевые части не лучшим оружием для уничтожения низкоорбитальных спутников, тем не менее, до 1975 года две ракеты постоянно находились в 24-х часовой готовности к пуску на базе Джонстон. Пусковое окно расчетное для пуска для поражения спутника обычно было 1-2 секунды.
Кстати, у КНДР есть вполне работоспособные ядерные и термоядерные блоки! И опыт запуска на орбиту своих спутников. И разнообразных «холодных» испытаний зарядов на ракетах без основной ядерной начинки. Так что работоспособные ядерные противоспутниковые ракеты для Пхеньяне точно не проблема.
Только вот на дворе не 1960-е и мегатонны взрывающиеся на орбите не обязательны. И компактные и вполне работоспособные системы наведения и управления даже из общедоступных гражданских комплектующих можно сделать достаточные не только для поражения спутников близким ядерным взрывом малой мощности, но и прямым попаданием. А касаемо реактивных двигателей различных типов тут у КНДР и так задел достаточный. Такая система уничтожения спутников наземного базирования в ядерном и неядерном снаряжении будет не самой идеальной, но достаточно работоспособной чтобы в случае начала войны создать для орбитальной группировки США и их союзников серьезные проблемы (ведь большая часть проблем носится на орбитах на удалении всего в несколько сот км).
Потому создание КНДР противоспутникового оружия — это лишь вопрос прямого политического решения и времени (не слишком продолжительного) для его создания.
(с) Хрусталев Владимир
- David Wright. How to Think about Space-Based Missile Defense. August 22, 2018. https://allthingsnuclear.org/dwright/space-based-missile-defense/