Новые звезды Чучхе
Продолжим тему прошедшего парада. Была там еще одна новинка — это ракета «Пуккыксон-4» (북극성- 4A, Полярная Звезда — 4, Polaris-4). На счет номера все ясно. А вот что там дальше не очень понятно и идут споры. Одни говорят, что это буква «А». Другие, что «А» — это не «А», а так написанная корейская ㅅ. Т е речь про «실험» — экспериментальная, тестовая, испытательная. Как, например, в России буква «Э» в индексе ракеты можно означать «экспериментальная» (Например «Тополь-Э» используемые для разных испытаний экспериментальной полезной нагрузки) или «экспортная» (т е продаваемые на экспорт — как тот же «Искандер-Э»). До парада самая последняя известная была «Пуккыксон-3». БРПЛ успешно испытанная запуском по навесной траектории 2 октября 2019 г.
Но вернемся к параду. В деле появилась цифра 4. И вот что самое главное и интересное первое время после северокорейского парада? Правильно! Гадания по фотография с линейкой. Тем более, что размер ракеты и правда достаточно большой.
По фото видно, что эта твердотопливная ракета имеет уже довольно приличный диаметр. Но какой?
Точно неизвестно, но реалистичный диапазон можно прикинуть. В первых прикидках диаметр ракеты оценивался в примерно 2.15 метра, а длина (также примерно) в 9.9 метра. Точность +/- 15%.
Fabian Hinz использовал немного иной метод. Исходя из того, что габариты грузового автомобиля (HOWO A7) известны, то можно прикинуть по пропорциям. Диаметр — 1,8 метра, а длина 9.8 метра. Понятно, что это с приличной погрешностью.
И вот тут кое-что следует вспомнить.
Во-первых, у КНДР твердотопливные ракеты средней дальности семейства «Пуккыксон-1» летают вполне хорошо. И демонстрируют хорошие мощности. Пересчет навесных траекторий испытаний 2016-2017 гг ракет «Пуккысон-1/2» дает уверенные 1250-1300 км с той же полезной нагрузкой, но по траектории минимальной энергии. «Пуккыксон-3» дает по такому же пересчету уверенные 1900 км. Это мы еще не берем в расчет достижения оперативно-тактических ракет малой дальности KN-23 и KN-24. У обеих суммарно 13 запусков в 2019-2020 гг, и многие выполнялись по крайне энергозатратным траекториям с выполнением горизонтальных и вертикальных маневров. Т е с энергетикой, устойчивостью к перегрузкам и в целом прочностью — уже все в порядке.
Во-вторых, у КНДР имеется успешный и большой опыт с многоступенчатыми ракетами (9). Это и космические запуски на ракетах-носителях «Ынха» в 2012 и 2016 гг (2). Это и запуски жидкостных МБР «Хвасон-14» и «Хвасон-15» в 2017 г (3). Это и запуски твердотопливных двухступенчатых ракет средней дальности «Пуккысон-1/2/3» (4).
И тут вспоминаем про диаметр новой ракеты — оценки от 1.8 до 2.2 метра. И то, что число ступеней там две. А если их будет три? То с учетом достигнутого совершенства — это уже уровень достаточный, чтобы на этой базе успешного создавать гибридные или твердотопливные МБР (5500 км и выше)!
Вспомним СССР. Например его первый мобильный ракетный комплекс на колесном шасси с МБР — «Темп-2С» (предок знаменитого «Тополя»). Ракета была трехступенчатая. Общая длина — 17.9 метра. Максимальный диаметр конструкции — 1.79 метра (первая ступень). Также не забываем гибридную советскую (первая ступень — твердотопливная, вторая — жидкостная) МБР РТ-20П. Максимальный диаметр первой ступени по открытым источникам — не более 1.8 метра. Второй ступени — тоже не более 1.8 метра. Общая длина ракеты — 17.8 метра. Можно вспомнить и легендарный «Тополь». Трехступенчатую твердотопливную. Общая длина ракеты с ГЧ — 21.5 метр, а без ГЧ -18.5 метров. Максимальный диаметр — 1,8 метра (первая ступень). У последних двух ракет диаметр транспортно-пусковых контейнеров был 2 метра.
Когда в КНР появилась возможность изготовления твердотопливных ракет диаметром около 2 метров, то там тоже начались работы по созданию наземных мобильных ракетных комплексов с МБР. Вот, например, DF-31 впервые показанная миру на параде в 1999 г.

China’s newly-developed Dongfeng 31 (DF-31) intercontinental ballistic missiles are transported on trucks during a military parade through Beijing’s Tiananmen Square to mark the 50th National Day of China Friday, Oct. 1, 1999. (AP Photo/Kyodo News)*
Важным преимуществом твердотопливных ракет в принципе является радикально более высокая средняя боеготовность ибо не требуется заправка горючим и окислителем. А также ряд иных связанных процедур, во время которых ракета не готова к применению в быстром темпе. А наличие транспортно-пускового контейнера позволяет (в принципе) перейти к тому, что часть мобильных ракетных комплексов может находиться не только с уже установленной в контейнере подготовленной ракетой. А с ракетой с установленной ядерной боеголовкой. Транспортно-пусковой контейнер позволяет решить одну из проблем обеспечения необходимых для хранения заряда условий — поддержания температурного режима! Это может сократить время подготовки к нанесению удара — до 15 минут. А также позволяет держать часть ракет в режиме высокой готовности к применению. Также такие ракеты в целом менее тяжелы и габаритны, а потому их легче маскировать и прятать, чем жидкостные.
А теперь вспомним кое-какие концепты с прошлых парадов КНДР.
В работе посвященной оценке размеров говорится следующее:
«При помощи похожего метода и с учетом перспективы автор установил, что диаметр контейнера «похожей на DF-31» ракеты составляет около 2 м. Если на тягаче стоят шины 12.00R20, то диаметр стартовой трубы равняется приблизительно 2,2 м. Общая длина контейнера – около 17 м. Из-за отсутствия других, более подходящих изображений эти расчеты выполнены с большей погрешностью.»
Или вот эта штука:
В той же работе говорится следующее:
«Диаметр 2 м также можно связать с другой межконтинентальной баллистической ракетой, похожей на российскую РТ-2ПМ. Диаметр колес и общая длина пусковой установки равняются 1,6 м и 20,11 м соответственно, следовательно, диаметр контейнера ракеты, «похожей на РТ-2ПМ», составляет около 2,1 м, длина – около 24,5 м.»
Да это был грубый макет. Но вот что важно. Если до испытаний ракет «Хвасон-14» и «Хвасон-15» можно было говорить о каких-то особых проблемах с большими и грузоподъемными системами многоколесными, то после 2017 г это не такой уж и аргумент. Просто вспомним размеры машины «Хвасон-15».
(c) Хрусталев Владимир
Спасибо, толково. Я так понял, добавить одну ступень и у корейцев будет свой «Тополь». Вопрос сколько Китай продал восьмиосных WS51200 уже давно не актуален — новые шасси клепают сами… Одно удивляет — страна все-таки не богатая, а столько проектов одновременно — и жидкостные и твердотопливные. Хотя это для них вопрос существования, как независимой страны, но все равно много.